Я всё-таки нашёл способ, который позволяет узнать максимальную температуру видеокарты, при достижении которой начнётся троттлинг и снизится производительность. Вероятно, для старых видеокарт этот способ может не подойти, так как на некоторых моделях мы не можем посмотреть данные, касающиеся GPU Hotspot.
Для определения максимальной температуры GPU Hotspot нам понадобится программа, которая отображает эту температуру и её термический предел. В моем случае я использовал FPS Monitor, поэтому буду показывать на ее примере.
Первым делом запускаем программу FPS Monitor и добавляем в оверлей следующие показатели:
- GPU Hotspot Thermal Limit
- GPU Hotspot Temperature
- GPU Memory Thermal Limit
- GPU Memory Junction Temperature
Далее выводим оверлей на рабочий стол, запускаем тест видеокарты и увеличиваем нагрузку до тех пор, пока GPU не будет загружен на 99%-100%.
Как видно, температура видеокарты, в частности GPU Hotspot, повысились до 87 градусов. Рядом отображается значение в процентах - 79%. Эти данные понадобятся для расчета предельной температуры Hotspot. Нам необходимо определить, какая температура будет, если значение GPU Hotspot Thermal Limit достигнет 100%.
Приступим к расчетам:
- Температура при 79% GPU Hotspot Thermal Limit: 87 градусов.
- Разница: 100% - 79% = 21%.
- Температура при 0% GPU Hotspot Thermal Limit: предположим, что она равна 0 (для упрощения расчетов).
- Температура при 100% GPU Hotspot Thermal Limit равна температуре при 79% плюс (температура при 79% деленная на 79, умноженная на 21).
- Подставляем значения: 87 + (87 ÷ 79) × 21.
- Сначала делим: 87 ÷ 79 ≈ 1.1013.
- Затем умножаем: 1.1013 × 21 ≈ 23.12.
- Теперь складываем: 87 + 23.12 ≈ 110.12 градуса.
Вывод: При 100% GPU Hotspot Thermal Limit температура может достигать примерно 110 градусов. Это означает, что максимальная температура GPU Hotspot, при которой сработает троттлинг, составляет 110 градусов.
Однако это еще не все. Помимо GPU, у видеокарты есть видеопамять и VRM (модули управления питанием), которые также могут достигать максимальной температуры и вызывать троттлинг. Поэтому нужно учитывать не только температуры GPU Hotspot, но и остальных компонентов, которые также нагреваются и имеют определенные максимальные значения температур. При достижении этих значений производительность видеокарты будет снижена.
Думаю, теперь вы поняли, как определить максимальную температуру вашей видеокарты. Если у вас остались вопросы, пишите - я помогу!
Сегодня я заменил термопасту на процессоре. Не стал покупать новую, использовал ту, что есть. Поскольку термопасте уже 10 лет, я думал, что она не будет работать, но, к счастью, все в порядке, температура в норме. Каков же реальный срок годности термопасты?
Многие утверждают, что срок годности хорошей термопасты составляет до 6 лет. А почему же я пользуюсь десятилетней пастой и не испытываю никаких проблем с температурами? Может быть, кто-то что-то не договаривает?
Чтобы вы лучше понимали, 10 лет назад я приобрел термопасту MX-4, тогда мне нужно было обслужить ноутбук. Потом, примерно через 5 лет, я собрал себе компьютер, используя эту же термопасту, и уже тогда думал, не истек ли у нее срок годности. Позже я собрал еще один, второй и третий компьютеры, заменил термопасту в двух видеокартах, и до сих пор никто не жаловался.
Сейчас пришло время менять термопасту на моем личном ПК, и я решил использовать эту старую. После замены все стабильно: температуры в норме, все стресс-тесты и даже длительные тесты по 2-3 часа проходят на ура. Получается, что заявленный срок годности - это не основание для того, чтобы выбрасывать термопасту после его окончания.
Возможно, сохранность свойств моей термопасты - это результат грамотного хранения. Я хранил ее в темном месте, чтобы свет вообще не попадал. Температура хранения не превышала 25 градусов по Цельсию круглый год. Однако я также не исключаю, что моя MX-4 изначально была очень качественной.
Итоги таковы: реальный опыт показывает, что термопаста не всегда теряет свои свойства по истечении заявленного срока годности. Как видно, она может продолжать эффективно работать даже после его окончания.
Я думаю, многие знают, что такое GPU, но не все знакомы с еще одним важным компонентом видеокарт и материнских плат - модулем регулировки напряжения, или сокращенно VRM. Этот элемент отвечает за преобразование и стабилизацию напряжения, подаваемого на графический и центральный процессор, что критически важно для их стабильной работы.
Вы, вероятно, замечали, что некоторые программы для мониторинга используют термин GPU VRM? Так вот, эти показатели относятся к данному модулю.
Например: GPU VRM: 70 ℃ - это значит, что модуль регулировки напряжения графического процессора достиг температуры 70 градусов Цельсия. Также может отображаться и другая информация, к примеру: напряжение и уровень нагрузки.
Показатели GPU VRM могут относиться как к видеокарте, так и к материнской плате, в зависимости от контекста. Проще говоря, VRM присутствует как на видеокарте, так и на материнской плате. Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь задавать их!
Я протестировал видеокарту с помощью куб-теста и FurMark (бублик-тест). Теперь могу поделиться своими впечатлениями и сравнить эти два инструмента, выделив плюсы и минусы новинки.
Куб-тест нагружает видеокарту практически аналогично бублику. Главные преимущества данного инструмента заключаются в том, что его не нужно загружать или устанавливать на компьютер: достаточно открыть браузер и запустить тест.
Особо стоит отметить его простейший функционал – одна кнопка для запуска и остановки, а также два регулятора. Один из них регулирует нагрузку на GPU, а другой увеличивает разрешение, что приводит к большему использованию видеопамяти видеокарты и еще большей нагрузке на GPU.
Плавная регулировка нагрузки в реальном времени – это огромный плюс. Мы можем постепенно увеличивать нагрузку, что также приводит к плавному росту температуры, повышению вольтажа и потребления. По сути, мы получаем больше контроля. Например, если мы не уверены в состоянии термопасты, термопрокладок и системы охлаждения видеокарты в целом, мы можем изначально снизить нагрузку до минимума и постепенно увеличивать её, одновременно наблюдая за температурами компонентов видеокарты. Если мы заметим, что температура критическая даже на минимальной нагрузке, то прекратим тест.
Однако у куб-теста есть и минусы. В отличие от FurMark, этот инструмент не имеет встроенного мониторинга. То есть, чтобы следить за температурами, потреблением и другими показателями, нам придется использовать стороннюю программу. У FurMark, как известно, все это уже предусмотрено.
Еще один минус куб-теста заключается в том, что если мы сворачиваем браузер или открываем какую-либо программу поверх него, нагрузка на видеокарту падает, как будто тестирование отключено. Здесь стоит понимать, что FurMark – это полноценная программа, а куб-тест – это онлайн-инструмент.
Что касается показателей во время тестирования, я не заметил разницы. И FurMark, и куб-тест легко нагрузили мою видеокарту до 100%. Показатели потребления, вольтажа и температур были практически одинаковыми. Отличия заключались лишь в том, что при запущенном куб-тесте тактовая частота GPU была немного выше, чем при тесте FurMark. Видеопамять использовалась примерно одинаково. Когда я выбрал разрешение 8K в FurMark и выставил максимальное разрешение в куб-тесте, оба инструмента использовали около 5 Гб видеопамяти. Таким образом, я считаю куб-тест полноценным инструментом для тестирования видеокарты.
Куб-тест однозначно будет полезен, особенно при покупке б/у видеокарты. Очень часто, когда ты приходишь к продавцу и просишь протестировать видеокарту, можно услышать ответ: «Ой, да это нужно программы устанавливать и все такое». С куб-тестом все проще: устанавливать ничего не нужно, достаточно открыть страницу в интернете и запустить тест. Даже без встроенного мониторинга можно понять, что с видеокартой что-то не так, особенно если она начинает артефачить.
В целом, я доволен тем, что теперь есть еще один полезный инструмент для оперативного тестирования видеокарты. А что думаете вы думаете, что лучше для тестирования видеокарты?
Большинство современных материнских плат имеют функцию, которая позволяет делать скриншоты BIOS. Но многие пользователи компьютера, даже не догадываются об этом.
Скриншоты BIOS делается очень просто. В большинстве случаев достаточно подключить USB-накопитель к разъему компьютера, войти в BIOS и нажать кнопку F12 на клавиатуре.
После этого, изображение будет сохранено на USB-накопитель и его можно будет посмотреть войдя в операционную систему.
Помогло? Ставь лайк и подписывайся, узнаешь много нового о компьютерах.
Если стоит обычный кулер воздушный, то лучше ставить в A2 и B2. Если жидкостное охлаждение, то без разницы: A1 и B1, либо А2 и В2. Почему в первом случае я рекомендую ставить оперативку дальше от кулера? Да все просто, чтобы она лучше проветривалась. Просто когда оперативка стоит рядом с кулером, циркуляция воздуха вокруг ОЗУ немного хуже, но это не критично. Главное не ставить A1-А2 и В1-В2, в таком варианте она будет работать в одноканальном режиме, что снизит ее производительность.
Супер! Реально нужный инструмент. А нельзя сделать, чтобы вывод показателей температуры и всего остального был встроен? Это было бы просто невероятно круто. Потестировал свою видеокарту, нижний регулятор разрешения вообще не трогал, полностью нагрузило GPU. Интересно бы попробовать потестить какую-нибудь RTX 4090, сможет ли этот тест ее нагрузить.
Большинство владельцев компьютеров хотя бы раз сталкивались с троттлингом процессора. Но не все знают, что по мимо Thermal и Power Limit Throttling, иногда может срабатывать Current Limit Throttling. Объясняю почему это может происходить.
Thermal Throttling (термальный троттлинг) – срабатывает, когда процессор перегревается. Чтобы устранить эту проблему, необходимо снизить температуры процессора. Установить более эффективную систему охлаждения или возможно просто пора ее обслужить, почистить от пыли, поменять термопасту. Также можно сделать андервольтинг или ограничить Power Limit.
Power Limit Throttling (троттлинг по ограничению мощности) – срабатывает, когда процессор превышает установленный предел потребления электроэнергии (Ватт). Это может быть связано с выставленными ограничениями по Power лимитам в BIOS, спецификациями процессора или материнской платы. Соответственно, если это допустимо, то можно снять эти ограничения.
Current Limit Throttling (троттлинг по напряжению), вероятно, срабатывает из-за того, что подаваемое напряжение для процессора (Вольт) ограничено. Например: материнская плата подает 1.350 вольт максимум, а процессору требуется больше, скажем 1.4 вольта.
Я долго искал причины срабатывания Current/EDP limit Throttling, изучал много информации и пришел к такому выводу благодаря показателям напряжения в программе HWiNFO. Посмотрите на скриншот ниже: Vcore - 1.323 Вольта. Это максимальное напряжение, которое подает материнская плата на процессор.
А теперь взгляните на это изображение. Core VID - 1.417 Вольт. Это то напряжение, которое запрашивает одно из ядер процессора, но материнская плата, как я указал выше, дает только 1.323 вольта.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что это и есть причина срабатывания Current/EDP limit Throttling. Попробовать устранить это конечно можно, увеличив напряжение до требуемых значений. Но мне лично не очень хочется повышать напряжение для процессора до таких значений.
Жду ваших мыслей и предположений по этому поводу. Также задавайте вопросы и на другие схожие темы.
Когда вы собираете компьютер или же просто хотите подобрать видеокарту под уже имеющиеся процессор и «железо» в целом, необходимо полноценно разобраться в характеристиках и возможностях компьютерных комплектующих, которые планируете приобретать. Но есть способ гораздо проще.
Чтобы без знания и опыта подобрать видеокарту под процессор или наоборот, можно воспользоваться YouTube. За годы своего существования, данный видеохостинг наполнился огромным количеством видеороликов о компьютерном железе. Далее я опишу процесс, который поможет с подбором комплектующих, с его помощью.
Перейдите на YouTube, в его поисковой строке введите название видеокарты и процессора, которые вас интересуют. С большей долей вероятности появится видеоролики с тестами данных комплектующих в различных играх и программах. Посмотрите несколько вариантов таких видео, обратите внимание на счетчики: FPS, а также степень загруженности (отображается в процентах) видеокарты и процессора. И вот за счет этих данных, вы сможете понять насколько производительна та или иная конфигурация.
Избегаете таких связок процессоров и видеокарт, где во время тестирования их в играх, вы наблюдаете картину: процессор нагружен сильней, чем видеокарта. Если автор проводит тесты на максимальных настройках графики и процессор грузится сильней чем GPU видеокарты, этого говорит о том, что эта конфигурация имеет слабый процессор по отношению видеокарты. В некоторых случаях, виной может быть слабая материнская плата, а не процессор. Да, и такое тоже бывает.
Таким образом, посмотрев тесты различных связок процессоров и видеокарт, вам будет проще понять, какие комплектующие выбрать для своего ПК. Но тут тоже нужно быть внимательным, так как некоторые недобросовестные авторы, могут указывать одни названия процессоров и видеокарт, а демонстрировать тестирование совершенно других комплектующих.
Если у вас есть проблемы с подбором комплектующих для вашего ПК, не стесняйтесь, пишите в комментариях, я постараюсь помочь.
Если вы заметили на мониторе артефакты во время игры, не стоит сразу переживать и предпринимать необдуманные действия. Возможно с вашей видеокартой все в порядке, а причиной появления артефактов является сама игра.
Прежде чем приступить к выявлению причины, я рекомендую ознакомиться с тем, как выглядят артефакты видеокарты, это поможет исключить путаницу. Ведь очень часто, многие путают артефакты возникающие из-за проблем с видеокартой, с неисправностью матрицы монитора или видео-кабеля.
Если всё-таки на экране именно артефакты, необходимо сделать следующее:
- Первым делом необходимо произвести тест видеокарты. Если во время теста отсутствуют артефакты, переходим к следующему пункту. Если они есть, тогда остановите тест и определите причину их появления.
- Запустите еще пару других требовательных к видеокарте игр. Если вы по прежнему не наблюдаете артефактов, я вас поздравляю, с вашей видеокартой все в порядке.
Если артефакты возникают только в конкретной игре и больше не в одной другой, то это проблема с самой игрой или с драйвером видеокарты. Как вариант, можно попробовать откатить драйвер или наоборот обновить его, если давно не делали этого.
Друзья, если это помогло решить вашу проблему, напишите об этом в комментариях. Это очень важно для нас всех. Чем больше обратной связи, тем легче мы совместно будем решать проблемы.
Если вы купили видеокарту, установили ее и все нормально работает, то в настройках BIOS делать ничего не нужно, если конечно вы целенаправленно не хотите изменить какие-либо параметры. Рассмотрим, какие настройки касающиеся видеокарты мы можем изменить в BIOS материнской платы (не путать, у видеокарты есть и свой BIOS).
После установки видеокарты в разъем PCIe и первом запуске системы, BIOS автоматически инициализирует видеокарту и выставит необходимые параметры для ее нормальной работы. Если по каким-то причинам некоторые параметры выставились не верно, можно попробовать исправить это вручную.
Что мы можем поменять:
- Выбрать режим работы PCI-Express. Как правило, BIOS сам определяет, какой режим работы нужен для конкретной видеокарты, но мы можем изменить этот параметр, например вместо PCI-E x16, выставить PCI-E x8.
- Выбрать версию PCIe. Например: ваша видеокарта и материнская плата поддерживают версию PCIe 4.0 (Gen 4) вы можете выставить Gen 3, Gen 2, Gen 1. Это уменьшает или увеличивает пропускную способность шины PCI-Express, чем новее версия PCIe, тем быстрее будут передаваться данные.
- Настроить приоритет. Если у вас две и более видеокарты или же по мимо дискретной видеокарты имеется и интегрированный графический процессор, вы можете выбрать, какая видеокарта будет использоваться по умолчанию.
- Активировать работу нескольких видеокарт. Параметры BIOS позволяют отключать и включать одновременную работу нескольких видеокарт. Например, можно отключить интегрированную видеокарту и оставить работать только дискретную.
- Изменить объем памяти выделенный для GPU. Если на компьютере имеется встроенный GPU, мы можем увеличить или уменьшить объем памяти зарезервированный для его работы. Например: было 16 мегабайт, вы выставляете 1 гигабайт, в таком случае, даже если у вас будет не хватать ОЗУ для работы CPU, этот гигабайт все равно будет задействован для нужд GPU.
- Увеличить или уменьшить тактовую частоту встроенного GPU. Вы можете разогнать – увеличить тактовую частоту встроенного GPU или наоборот уменьшить ее.
По мимо представленного списка, есть и другие настройки BIOS влияющие на работу видеокарты. Но они, как правило, доступны только на некоторых моделях материнских плат.
Если у вас есть вопросы по настройке BIOS, видеокарты и других компонентов компьютера – пишите их в комментариях. И не забывайте указывать название и модель устройства, о котором хотите узнать что-то.
А 6600 XT, 7600 не нравится? По цене они дешевле новой RTX 3060, но уделывают ее в большинстве современных игр при Full HD разрешении. Тем более сейчас есть AFMF. Да, пока эта генерация кадров не идеальна, но ее когда-то доработают. При ее включении прирост по FPS ~100%, главное чтоб в стоке не было ниже 40-50 кадров и тогда и картинка практически не ухудшается и самого процесса генерации незаметно вообще. Я в РДР2 с ней в 2К на ультрах ~45-50 ФПС – 6600 XT (нужно переключать на DirectX 12, на Вулкане не работает пока что). Но если нужна зеленая карта, то я бы лучше взял новую RTX 3060, или RTX 4060 чем б/у RTX 2070. Кто его знает, сколько проработает б/у – никому неизвестно, а гарантии нет.