Решил я заняться оптимизацией игры Сталкер 2, чтобы избавиться от спонтанного падения FPS и жутких «тормозов», из-за которых игровой процесс превращался в слайд-шоу. Устанавливать всяческие моды - это не мое, поэтому решил пойти от простого к сложному.
Посидел, подумал, что может быть причиной такого явления, учел все моменты, включая утечку видеопамяти. И тут меня осенило: а что если я отключу Resizable BAR? Ведь в теории эта технология вполне может быть причиной резкого падения FPS до неиграбельных значений.
Захожу в BIOS и вырубаю данную технологию. Запускаю игру и не верю своим глазам, изображение в игре стало плавным, FPS стабильным. Тогда я решаю повысить настройки графики до значений «эпик» и так играть, пока вновь не произойдет просадка FPS.
Играю час, играю два, посещаю такие локации, как Росток, Залесье, Деревню новичков, а «тормозов» все нет и нет. Да, небольшие просадки FPS при входе в то же Залесье есть, но это не более 5-7 кадров.
Понимаю, что похоже, именно включенный Resizable BAR является причиной «тормозов» в Сталкер 2. Решаю глянуть на то, как заполняется и высвобождается память видеокарты с включенным Resizable BAR и с выключенным. Запускаю программу FPS Monitor, включаю отображение нагрузки на контроллер памяти видеокарты и заполнение.
С выключенным Resizable BAR контроллер памяти постоянно находится в работе на уровне 15-25%, а вот когда я включаю Resizable BAR, то в момент, когда FPS падает до 10-15 кадров в секунду, я наблюдаю, что контроллер памяти видеокарты начинает простаивать и не грузится более чем на 4-6%. Это говорит мне о том, что где-то образовался затор, то есть память «застряла» или «забита», а игровой процесс требует свободного места, а его нет, так как где-то образовался своего рода «затор».
Соответственно, когда я выключаю Resizable BAR, память используется более рационально, своего рода порциями. Это дает возможность памяти своевременно заполняться и высвобождаться, что предотвращает «затор».
Чтобы убедиться, что именно включенный Resizable BAR является причиной просадок в Сталкер 2, мне нужна от вас обратная связь. Поэтому, если вам не трудно, попробуйте отключить Resizable BAR, если он у вас включен, и поиграть. Если не затруднит, напишите, как изменился FPS в вашем случае.
Дело в том, что у меня видеокарта от AMD, а процессор от Intel. Протестировать таким же образом, например, процессор от AMD и видеокарту от AMD, у меня нет возможности, поэтому я не могу утверждать, что на всех системах будет такой же результат. В общем, пишите.
AMD Fluid Motion Frames 2 (AFMF 2), это технология, которая работает на видеокартах RX 6000 и 7000-серии, а также на некоторых встроенных в процессор AMD Ryzen GPU. У меня видеокарта RX 6700 XT, я потестировала данную функцию и осталась под двояким впечатлением.
AFMF 2 увеличивает частоту кадров, в некоторых играх прирост равен 100%. Например: было 30 ФПС, а стало 60 ФПС. Но есть один нюанс. Когда данная технология активна и если в игре без нее было 45+ кадров, то с ней я получила от 70 до 90 ФПС, это фантастически круто и очень даже играбельно.
Но когда я запускаю игру, в которой без AFMF 2 FPS ниже 40-45, например 30 кадров, то играть становится не очень комфортно. При резком движении мышки, картинка начинает как бы раздваиваться и рассыпаться на фрагменты. Прицел, если он есть в игре, отображается с задержкой, которую реально видно на глаз при движении мышки.
Поэтому на данном этапе, если игра идет менее чем 35 ФПС, то AFMF 2 не сильно спасает ситуацию. Да, частота кадров увеличивается, но картинка всё также не очень играбельна, особенно, если это онлайн шутер и подобные. А вот для тех моментов, где частота кадров 40-45, это вполне сгодится.
ФПС в играх - это скорость с которой меняются кадры изображения на мониторе. Чем больше кадров в секунду, тем плавней игровой процесс. Минимальный комфортный FPS - 30 и более кадров в секунду, в идеале 60, а для онлайн игр 90 и более. Рассказываю, как проверять ФПС в играх и повысить его.
Проверка ФПС в играх делается с помощью специальных программ или встроенной функции в самой игре. Как правило, функция мониторинга частоты смены кадров есть только в онлайн играх. Чаще всего она включена по умолчанию, если нет, то ее можно активировать в настройках игры. Не в онлайн играх нужно использовать специальное программное обеспечение, например «FPS Monitor» или «MSI Afterburner».
После того, как программа для отображения ФПС будет установлена, необходимо запустить ее, а затем желаемую игру. Далее вы сможете увидеть и проверить ФПС в игре.
Если ФПС в игре будет ниже комфортных значений и вы захотите повысить его, для этого необходимо понизить настройки графики в игре. Если это не привело к желаемому результату, в таком случае можно понизить разрешение экрана. Если и это действие не привело к повышению ФПС, возможно в вашем компьютере очень слабая видеокарта, процессор, материнская плата или не хватает оперативной памяти.
Вычислить что является слабым звеном в компьютере достаточно просто. Для этого с помощью выше перечисленных программ необходимо помониторить, что загруженно больше всего в момент когда запущен игровой процесс.
- Видеокарта загружена на 99%-100% - это значит, что она использует все доступные мощности для выполнения задач. В таком случае, видеокарта является слабым звеном, если при этом процессор не нагружен более чем 90% и ОЗУ имеет запас.
- Процессор загружен на 95%-100% - это говорит о том, что процессор используется на полную мощность. Если при этом видеокарта нагружена не до 95%-100% и есть запас по объему оперативной памяти, то процессор является «бутылочным горлышком». В некоторых случаях, если материнская плата не способна обеспечить процессор необходимой мощностью по электропитанию или другим параметрам, то мониторинг также может показать, что процессор нагружен до подобных значений.
- Используется весь объем ОЗУ - в таком случае не хватает оперативной памяти и возможно именно это является причиной низкого и нестабильного ФПС в игре.
Надеюсь теперь вам понятно, что такое ФПС и как его проверять в играх. Если остались вопросы, пишите, постараюсь помочь.
Заметил интересную особенность, что при включении записи экрана компьютера FPS в игре падает очень сильно. Я понимаю, что на захват изображения тоже тратятся производительные мощности видеокарты и из-за этого и происходит просадка ФПС, но есть один момент. Когда запущена только игра, видеокарта потребляет около 150 ватт, но стоит мне активировать запись экрана, как тут же происходит падение энергопотребления до 70-80 ватт. Создаются впечатление, что видеокарте не хватает электроэнергии в этот момент. Что думаете по этому поводу?